1\ Человеческий глаз, фактически, монокль. Одно преимущество, что изображение на вогнутую сферу проецируется. Все искажения и аберрации мозг исправляет
я аккурат в среду дослушал семинар Шадрина
как раз на эту тему...
но сказать хочу вот что:
когда жена строила кадр, когда принимала решение о том какую композицию зафиксировать
- она видела иную картинку, не исправленную...
таким образом эта уже не дает представления о том, как компонует кадр супруга
то есть собственно он не имеет смысла в рамках проекта...
или нет?
3\ В видоискателе или на экранчике мозг тоже пересчитывает изображение под то, что "как принято" ( если только не очень широкоугольный объектив, или ищут искажения намеренно)
Скорее всего, жена компоновала кадр не видя искажений.
но тему поднял любопытную
съемка идет так:
на вытянутой руке чел всматривается в квадратный дисплей, втискивая в него кусок реальности
а сама реальность пред ним тут же
то есть чел видит и сцену и отображение ее части. притом в сравнении
это совершенно иная ситуация. чем когда глазом приник к визиру...
и тем более другая, когда смотришь в шахту
это должно как то сказываться , да
тема для диссертации однако :)