Военным фотографам посвящается. Территория Победы.

 

 

01
Макс Альперт. Комбат. 1942.

Москва, 28.IV—14.VI.2015

МАММ/МДФ продолжает программу «История России в фотографии. Фотолетопись России», начатую музеем в 1997 году и представляет выставку «Военным фотографам посвящается. Территория Победы», приуроченную к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, на которой будут представлены работы советских фотокорреспондентов, освещавших самый трагический период истории нашей страны, запечатлевших, рискуя жизнью, страшные уроки истории, которые не должны повторяться.

03
Дмитрий Бальтерманц. Горе. Керчь. Январь 1942.


В экспозицию вошли более 250 отпечатков фотографий, а также более 1000 снимков, представленных на мониторах и touch-скринах из фондов МАММ/МДФ, Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, Агентства «ФотоСоюз», Белорусского государственного архива кинофотодокументов, архива компании «Роснефть», а также архивов наследников военных фотографов и частных собраний.

На выставке представлены как работы классиков российской фотографии — Дмитрия Бальтерманца, Эммануила Евзерихина, Анатолия Егорова, Георгия Зельмы, Владислава Микоши, Георгия Петрусова, Всеволода Тарасевича, Александра Устинова, Якова Халипа, Ивана Шагина, Аркадия Шайхета, Сергея Шиманского, Марка Маркова-Гринберга, Анатолия Морозова, Марка Редькина, Михаила Савина, Виктора Темина, Ольги Ландер и др., так и работы «неизвестных авторов», то есть тех фотографов, имена которых нам еще только предстоит найти.

02
Евгений Халдей. Знамя над Рейхстагом. Берлин. 1 мая 1945.

Структура выставки, с одной стороны, позволит заново пережить основные события Великой Отечественной войны, а с другой — рассказать о судьбах военных корреспондентов, многие из которых погибли с фотоаппаратом в руках, исполняя свой долг на полях сражений. Среди тысяч и тысяч фотокорреспондентов из 62 стран, участвовавших во Второй мировой войне, работавших на разных фронтах, именно российские фотографы оставили наиболее пронзительные свидетельства этого страшного времени, проявляя чудеса героизма в условиях, когда просто наведение объектива на резкость казалось невозможным ни физически, ни морально. Неслучайно, именно работы Дмитрия Бальтерманца «Атака» и «Горе» во всем мире стали самой емкой метафорой главной трагедии ХХ века.

06
Георгий Зельма. Фотокорреспондент Аркадий Шайхет в Сталинграде. Лето 1942.


Выставка построена как мультимедийная инсталляция. Кроме фотографических отпечатков, реконструирующих основные события Великой Отечественной войны, в нее входят 16 мониторов, которые содержат краткую военную биографию авторов, а также слайд-проекцию — мини-ретроспективу их работ. Touch-скрины, установленные на выставке позволят зрителям пролистать отдельные тематические разделы, например, героическая оборона Севастополя или труд в тылу на нефтяных верфях в Баку. Кроме того, в экспозицию вошла уникальная черно-белая и цветная кинохроника Великой Отечественной войны.

На выставке будет представлена Мемориальная стена славы, где указаны имена военных фотографов, даты их жизни и смерти, которые на сегодняшний день удалось собрать музею «Московский Дом фотографии».

05
Дмитрий Бальтерманц. Атака. 1941.