главная   новые фотографии  комментарии  киски  фотомир


Комментарии Nadezhda Korytnik (всего - 91).



1. собеседник (Борис Цветков ) 18.10.2012 11:17
Проникновенно!
2. тутаевжизнь3 (Борис Цветков ) 18.10.2012 11:13
не уютно((
3. кения 4 (Борис Цветков ) 27.02.2012 12:03
"Когда я впервые увидела эту фотографию, то она показалсь мне очень милой (идущая маленькая девочка в ярком платье), через несколько секунд, когда я рассмотрела то место, мимо которого она идет, и платье, одетое ею, у меня появилось чувство грусти и жалости, потому что стало ясно, что живет она бедно, и ее платье совсем старое и явно велико ей. Скорей всего это платье ей досталось от родственников или старших товарищей, или из гуманитарной помощи. Ее обувь тоже на несколько размеров больше, к тому же она изношена и пыльная. Она замерзла, т.к. ее руки скрещены и прижаты к груди. Старый глиняный дом больше напоминает сарай, возле которого лежит куча мусора. Хочется отметить приемы фотографа (свет, тени, контрасты), позволяющие лучше понять и вникнуть в мысль автора. Демонстрация автором того, как живется детям в африканских странах, обращает внимание зрителей на сложной положение дел в Кении и Африке в целом. Наблюдение за тем, как маленькая девочка одна идет по пустой улице вечером, и некому за ней приглядеть и застегнуть платье, говорит также о проблеме одиночества в якобы «гиперкоммуникативном» обществе."
Кулакова Замира
4. кения 5 (Борис Цветков ) 27.02.2012 11:55
"На первый взгляд фотография вызывает чувства жалости и грусти, т.к. видишь одинокого мальчика в ужасном помещении. При дальнейшем рассмотрении можно заметить, что это учебное помещение, а мальчик – ученик. Задумка автора, возможно, была в том, что несмотря на все трудности в Кении и других африканских странах, дети все равно имеют возможность учиться. Пространство изображения не загромождено, учебный класс кажется довольно пустым и грязным, с ужасными партами, которые сделаны из старых досок с торчащими гвоздями. Окна находятся довольно высоко и их немного, поэтому освещение плохое. Автор хотел обратить внимание на условия, в которых учатся дети, но они не мешают им стремиться к просвещению и получать образование. Если увеличить изображение, то можно увидеть, что в тетрадке по арифметике написаны разные уравнения, которые позволяют судить о том, что данный уровень преподавания математики характерен и для европейских детей такого же возраста. Это также подчеркивает, что африканские дети не отстают в образовательном развитии от детей из других континентов. Луч света, который падает из окна на мальчика, как бы освещает его, представляется, как некий «луч доброты и просвещения». Да, дети вовлечены в процесс образования, а условия интересно сравнить с условиями нашей средней школы".
Мерзляк Марина
5. кения 2 (Борис Цветков ) 27.02.2012 11:54
"Феномен детских игр не зависит от экономического уровня, цвета кожи и остальных подобных показателей. Игра присуща всем детям всякого пола и любой страны. Детям не важно чем/ во что играть: будут это дорогие разноцветные скакалки либо обычная веревка – суть самой игры от этого не меняется. Фотография может вызывать жалость, но скорей всего она показывает равенство. Обратите внимание, как все герои фотографии заинтересованы процессом игры. Важно отметить, что играющие не только находятся на первом плане, но еще и одеты в более яркие и выделяющиеся цвета (красный, чистый белый), а мальчик, не участвующий в тот момент в игре, почти сливается с фоном. Таким образом, автор фотографии подчеркивает активность играющих, выделяет их. Подчеркнуть яркость игры позволяет незаметный, второстепенный серый фон, указывающий на то, что игра не зависит от каких-либо социальных или культурных барьеров и оставляет лишь желание детей познавать и радоваться".
Куц Мирослава
6. Жизнь за решеткой (Nadezhda Korytnik ) 10.02.2012 13:25
К сожалению, в 2010 году этот красавец-затворник, искренне любивший свою золотую клетку, улетел навсегда. (
7. Прогресс движения (Nadezhda Korytnik ) 10.02.2012 13:21
Самолет логично был завершил композицию. Жаль, что снимок беспристрастно отражает объективную реальность, и не может добавить дополнительные контексты автора.

Интересные вещи получаются: одним не хватает самолета, для других лошадь лишняя.
Спасибо за вариативное отношение к моей работе.
8. Прогресс движения (Nadezhda Korytnik ) 10.02.2012 13:12
На фотографии лошадь представлена для того, чтобы продемонстрировать, насколько быстро продвинулось человечество в технике передвижения.
Обратите внимание на множественность смыслов сочетания данных объектов:
1. в русской деревне можно увидеть хорошие иностранные машины, хотя среднестатистический житель села до сих пор не может себе позволить содержать даже лошадь.
2. при всем научно-техническом прогрессе лошадь все равно остается незаменимым средством передвижения. Какой бы режим не был бы у власти, дороги со времен Гоголя остаются главной бедой России.
3. самолеты падают, поезда съезжают с рельс, корабли тонут (и все это за последние полгода 2011 года). Видимо, главный девиз современности - возврат к старому, архаичному, но безопасному, знакомому.

Можно еще предложить ответы на вопрос, зачем лошадь на фото. А каково ваше мнение?
9. *** 4 (Борис Цветков ) 01.03.2011 17:14
3. Второй автомат выше, она не дотянется))))
Обратите внимание на молодого человека. он, видимо, долго хочет подойти к терминалу: и присел, и в фаст-фуд сходил, и смотрит..., но всё безнадежно.
10. портрет мальчика с яблоками (Борис Цветков ) 01.03.2011 17:07
34. Сравнение с Семеном Альтовым только возвысило ценность комментария No 33)))
Интересно получить ответы на вопросы от автора фотографии.

11. тверской цыган (Борис Цветков ) 01.03.2011 16:53
30. Действительно, когда ничего нет вообще, то и обсуждать нечего. А к шедеврам «не зарастет народная тропа» );)
12. портрет мальчика с яблоками (Борис Цветков ) 01.03.2011 15:34
34. Сравнение с Семеном Альтовым только возвысило ценность комментария No 33)))
Интересно получить ответы на вопросы от автора фотографии.
13. тверской цыган (Борис Цветков ) 01.03.2011 15:11
30. Действительно, когда ничего нет, то и обсуждать нечего. А к шедеврам не зарастет народная тропа );)
14. проделки Хоттабыча (Борис Цветков ) 01.03.2011 15:08
67/
Неужели и правда Хоттабыч существует? )))
16. Две разных планеты (Nadezhda Korytnik ) 25.02.2011 19:06
Владимир! Спасибо, что оценили мои скромные усилия. Обязательно отметим юбилеи всех талантливых фотохудожников. Какие предложения? Что и как бацать будем?
17. портрет мальчика с яблоками (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:53
К юбилею автора фотографии:

"Данная фотография вызывает состояние покоя, домашнего уюта, теплоты и немного погруженности в детство. Может быть, она вызывает материнские чувства, чувство сострадания, т.к. мальчик одинокий и лицо жалостливое. В общей сложности работы вызывает ощущения спокойствия и обеспокоенности, т.е. несмотря на то, что вроде бы у малыша все есть, и нет самого главного – родных и близких. Поэтому он одинокий и грустный. При взгляде на фото возникает три мысли: помочь ему, но чем? Рассмешить, но как? Самому загрустить, но зачем?
Основные элементы композиции расположены ассиметрично. Несмотря на то, что фотография наполнена различными мелкими и не очень мелкими предметами, свободного места (особенно в центре, а также справа) достаточно много. Изображенные предметы на фотографии размещены неравномерно.
На фото маленький мальчик, который сидит на диванчике с несчастным взглядом, в котором есть оттенок тоски и скуки. Он смотрит прямо в объектив с коротко стриженными рыжими волосами, худощавого телосложения, подросток лет 8 – 10, одетый в спортивный костюм, по-видимому, любит спорт или это для него повседневная одежда.
Непонятным остается тот факт, что мальчик делал в той избушке? Было ли это вообще изба? Почему именно там? Почему именно так? Он в гостях? Дома? У кого? А может это декорации? Почему главный герой не по центру и не на первом плане? Почему грустный? Или центральной фигурой было окно? Был ли это какой-то праздник (например, «Спас») или просто осенние плоды? Не является ли это фото культурным просвещением русской культуры и истории? И ещё уйма вопросов возникает к автору фотографии, глядя на данный продукт."
18. цветы для мамы (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:51
К юбилею автора фотографии:

"Фотография, по-видимому, стремится вызвать у человека умиление и чувство ностальгии по традиционной семье. Мне, кажется, что основной идеей этой фотографии является превознесение ценности семьи, которая в наше время, к сожалению, все больше сдает позиции. Старая обстановка комнаты заставляет нас вспомнить те времена, когда семья как институт был определяющим в жизни человека. Также следует отдельно рассмотреть роль на этой фотографии цветов, живых и изображенных на картине.
На фотографии мы можем увидеть женщину и мальчика. По названию фотографии мы понимаем, что эти два человека – мама с сыном. Действительно, в их лицах мы можем найти общие черты. В руках мальчик держит картину, на которой изображены цветы, женщина держит в руках настоящие полевые цветы. Кроме того, в глаза сразу же бросается довольно необычный интерьер комнаты, множество старых фотографий. Дом или квартира, по-видимому, старая. Преобладание в интерьере дерева дает нам основание полагать, что это все-таки частный дом скорее всего в деревне.
Мама с сыном не располагаются рядом, можно сказать, что они сидят симметрично на фотографии. На фотографии много пустого пространства, ничто не отвлекает нас от главных действующих лиц. Комната освещена ярко и равномерно. На фотографии мы можем увидеть другой образец визуального произведения – картина. Довольно странно, что мальчик держит картину в руках. Возможно, это объект особой гордости этой семьи или лично его. В руках у матери мы видим полевые цветы. Множество старых фотографий на стене отсылают нас к прошлому этого семейства. Как уже говорилось, мама и сын очень похожи друг на друга: черты и выражение лица, светлые волосы. Одеты они довольно бедно. На женщине обычный наряд, мальчик вообще сидит в одних шортах. Трудно определить расположение духа героев этой фотографии. Женщина хоть и улыбается, но это улыбка довольно натянутая. Мальчик явно смущен. Фотография является определенно постановочной, главные герои испытывают определенное напряжение.
Я хотел бы рассмотреть скрытые смыслы, которые может нести эта фотография. Мальчик держит в руках произведение искусства – картину, на которой изображены цветы, женщина же держит цветы настоящие. Возможно, этим автор хотел передать, что для молодого поколения визуальные, виртуальные заменители реальности становятся ценней самой реальности. Цветы нарисованные представляют для молодого поколения большой интерес, чем цветы настоящие. То, что существует определенный разрыв между поколениями, подчеркивается и тем, что члены семьи сидят не вместе на фотографии, а по отдельности."

Ульяненков А.Е.
19. ступени (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:50
К юбилею автора фотографии:

"Фотография направлена на создание образа домашней обстановки, спокойного умировотворенного настроения. Эмоции, которые вызывает эта фотография – это материнские чувства, теплые чувства и эмоции, которые возникают при виде младенца. Если воспринимать лестницу как главного героя на фотографии, то судить о ней можно неоднозначно. Лестница сама по себе имеет неаккуратный вид. Здание, к которому она ведет, скорее всего, очень старое, заброшенное (судя по дверям и коридору). Ребенок, поднимаясь по лестнице и направляясь в это здание с его унылым коридором как бы идет в неизвестное, ничего доброго не обещающее место.
Изображение на фотографии имеет симметричный вид, хотя также используется и асимметрические элементы (мальчик на фотографии показан в движении, он поднимается по краю лестницы, а не стоит по центру). На фотографии много свободного места, так как она направляет внимание зрителя именно на малыша, который поднимается по лестнице слишком большой для его размера.
На фотографии изображен ребенок – маленький мальчик, 2 – 3 лет. Мальчик изображен со спины. Назвать фоном лестницу, по которой идет ребенок очень сложно, так как лестница – это скорее не фон, а персонаж на фотографии, так как предполагается показать именно соотношение ребенка и лестницы, на которую он забирается. Ребенок идет один, он еще слишком маленький для того, чтобы взбираться на эту лестницу самому, без чьей-либо помощи. Возможно, он сирота, и некому помочь ему подняться вверх, тем более, что дверь и коридор выглядят достаточно мрачно. Если бы на фотографии он шел не один, а за руку со взрослым – было бы не так грустно.
Маленький мальчик поднимается по лестнице, довольно мрачной и угрюмой, лестница ведет в коридор, не менее мрачный и угрюмый. Может быть, он приехал сюда впервые, это старый дом или дача. Или же наоборот это привычная для него обстановка, тогда это детский приют или совсем неухоженный детский сад. Ребенок карабкается по лестнице, которая намного больше его самого в размерах, высота одной ступени длиннее его ноги, по этому ему очень сложно. К тому же лестница и коридор имеют очень унылый вид. Это символизирует одиночество и сложность бытия в этом мире. Неизвестность и мрачные перспективы."

Сидорук Надя
20. проделки Хоттабыча (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:48
К юбилею автора фотографии:

"Фотография на первый взгляд концентрирует внимание человека на хлебных изделиях, которые «парят» в воздухе. Только чуть позже начинаешь замечать выражения лиц окружающих, архитектур вокруг и общее социальное настроение. Еще позже появляются другие важные моменты, которые на первый взгляд были абсолютно незаметны. Еще после нескольких десятков минут детального изучения становятся заметными практически невидимые вещи, которые не дают возможности сделать однозначный вывод о том или ином вопросе. Возникает несколько вариантов, и только одному фотографу известна вся истина. Впрочем, все по порядку.
В композиции используется осевой баланс. Есть передний план, ровно средина кадра, где расположен мужчина с частью баранок, и остальная часть баранок, взлетевшая в воздух. Пространство на фотографии заполнено практически все. Свободного места очень мало. Ничем незаполненные участки на фотографии - это место между передним планом и задним фоном. На фотоснимке присутствует большое количество изображений. Их можно поделить на несколько групп: хлеб, люди, предметы архитектуры и автомобили, знаки дорожного движения, надписи.
Фон говорит о том, что все действие происходит на небольшой улочке, но в то же время она является центральной (много магазинов и различной рекламы) какого-то небольшого и не богатого городка. Вторая версия, что это не очень благополучный район большого города, где еще остались старые витрины и магазины.
Фон идеально соотносится с происходящим действием: люди со своими заботами в домашней одежде идут по закоулкам старого города. Фотография отображает повседневность. Обыденный день города, где люди спешат по своим делам. Мужчина на переднем плане делает работу, которую наверняка делает в этом месте каждый день - привозит свежий хлеб.
Эта фотография создает позитивное настроение, улыбки и смех. Работа побудила во мне однозначно чувство веселья и напомнила о сказке, где все возможно (даже летающие баранки)."

Телегина Светлана
21. Иерусалим (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:43
К юбилею автора фотографии:

"Данная фотография не сильно меня впечатлила. Как мне кажется, ее основная задача – вызвать жалость у израильского народа. Но для меня эта фотография в некотором роде подчеркивает сложившиеся стереотипы о данном народе.
Фотография ассиметрична. На фотографии изображены два человека. Главная фигура (пожилой еврей) находится в правой части снимка и показана довольно крупно. Можно заметить краешек стула, на котором он сидит. В левой части фото можно наблюдать фигуру, протягивающую милостыню еврею. Эти две фигуры «закрывают» практически весь кадр. Свободным остается лишь небольшое пространство между ними, на котором заметна часть улицы.
Главный персонаж снимка – пожилой еврей - просит милостыню. Он сидит на стуле, что уже вызывает некое противоречие (обычно люди, просящие милостыню, сидят на земле, стоят на коленях и т.п.). На голове у него надет национальный головной убор – кипа. Волосы седые, видны пейсы и наиболее всего привлекает длинная борода. Его взгляд (скорбящий, может быть, недовольный) направлен на другого человека, который подает ему милостыню. Еще один противоречивый момент – одну руку он выставил для принятия денег, а во второй держит уже полученные деньги.
Камера не сфокусирована на второй фигуре. Видно лишь часть туловища и рука, протягивающая деньги. Задний фон размытый и нечеткий. Только по тротуарной плитке можно предположить, что фото сделано на улице. Снимок затемнен, хорошо освещено только лицо пожилого мужчины, видимо из-за того, что снимок сделан в вечернее время.
Снимок несет некую культурологическую тематику. Автор даёт свое видение об израильском народе – скорбящем, просящим милостыню. А может быть, автор намеревался показать евреев как «хитро зарабатывающих». Нищий, сидящий на стуле, одну руку протягивает для милостыни, а во второй держит пачку денег – немного странно.
Конечно же, для того, чтобы понять истинный смысл этой фотографии, необходимо знать, где и когда она была сделана."

Карасёв Иван
22. неурожай (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:40
К юбилею автора фотографии:

"На фото изображена пожилая женщина, которая перебирает картофель. На заднем фоне находится дом, бывший некогда богатым и крепким, но сейчас, обветшалый, с покосившимся дверями. Погода на улице, как видно, теплая и солнечная (судя по тому, что женщина перебирает картофель, а стало быть, недавно был собран урожай, время года – конец лета, начало осени).
Фото называется «неурожай», должно быть потому, что перед женщиной на целлофане рассыпано небольшое количество картофеля и женщина, как бы разочарованно разводит руками. Но на этом изображении можно увидеть, что лицо женщины не выглядит разочарованным или расстроенным. Оно спокойно. Видно, что эта мудрая женщина всю свою жизнь провела в труде на земле. Она не огорчена неурожаем и спокойно покоряется судьбе, хотя количество картофеля определяет её существование на целую зиму. С другой стороны, женщина не выглядит одинокой, яркость неба и травы создает эффект присутствия радости и молодости. Может создаться впечатление, что в доме, который находится на втором плане фото, обитает большая дружная семья. Это подтверждается умиротворенным спокойным выражением лица женщины, она предстает перед нами, как родоначальница, мудрая ведающая мать, хотя, естественно, фотограф мог раскрыть социальную проблему одиночества старшего поколения. Также на фото мы видим четкий этнический и даже сказочный контекст. Изображение может ассоциироваться с образом сказочной Бабы-яги, а дом – с Избушкой на курьих ногах.
Фотография открывает перед зрителем множество социальных, психологических контекстов, присутствует некая поэтичность изображения. То, что натруженные руки женщины изображены крупным планом, говорит о том, что фотограф стремится акцентировать внимание на том, что женщина всю жизнь занимается физическим трудом. И это возвеличивает эту женщину, придает ей солидный, мудрый вид. Этот эффект достигается ракурсом съемки: если бы женщина была сфотографирована сверху – она бы выглядела униженной и одинокой, но, т.к. фотограф изобразил ее в другом ракурсе, её образ приобретает силу, мудрость и величие."

Екатерина Светлова
23. дворик (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:38
К юбилею автора фотографии:

"Данная фотография создает позитивное настроение. Перед нами уютный зеленый вечерний дворик с двумя людьми, отдыхающими в нем. Они о чем-то беседуют. Еще не совсем поздно и можно еще посидеть во дворе, но дворник уже убирает. Глядя на фото, возникают приятные чувства расслабления, комфорта. Но сильных чувств данная работа не вызывает. Соотнося себя с героями данной фотографии, вспоминается свой досуг, который летом можно вполне провести подобным образом. Никуда не надо спешить, все дела уже сделаны, либо отложены на завтра.
На данной фотографии все предметы расположены по кругу, так как дворик круглый. Однако, если мысленно разделить фото пополам, то увидим что все три человека находятся справа. То есть внимание так или иначе приковано к правой стороне фотографии. А на левой стороне на переднем плане – для равновесия – яркое пятно. Три высоких ствола обрубленных деревьев без зелени.
Фотоснимок заполнен множеством изображений. Это и люди, и лавочки, и зелень, и три ствола деревьев. Причем в центре – круг с зеленым растительным насаждением. Потом кольцо асфальта, на котором расположена собственно зона отдыха с людьми, и дальше – снова зеленые насаждения.
Данная фотография запечатлела кадр из обычной жизни обычных людей. Ничего необычного, важного не происходит. Все занимаются своим делом. Кто-то работает, кто-то отдыхает. Эта фотография о жизни людей, о том, как завершаются их трудовые будни."

Глущенко О.В.
24. цветы для мамы (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:36
К юбилею автора фотографии:

"На фотографии изображены мать с сыном. У матери в руках живые цветы, а у сына картина с нарисованными на ней цветами. Судя по обстановке комнаты, можно сказать, что это сельская местность, но также этот факт подчеркивает одежда персонажей – сын одет только в легкие шорты, а на материнских ногах поношенные шлепки, в которых он может быть работает в огороде.
То, что в руках у матери живые цветы, а у мальчика нарисованные, говорит нам о том, что для матери ценно было бы любое проявление заботы сына. Возможно, немного напряженное лицо мальчика спровоцировано тем, что автор этой живописной картины, и ему неловко показываться перед камерой вместе со своим творением. А мать в свою очередь гордится тем, что ее сын настолько талантлив.
Данная фотография вызывает чувство гордости матери за сына, а вот сын явно чувствует себя немного не уютно перед камерой. Видимо, в силу того, что фотосъемка в сельской местности довольно редкое дело. Но и все же мы можем предположить, что старания угодить матери увенчались успехом. Чувствуется сыновья забота и любовь.
Композиционно эта фотография выстроена достаточно грамотно, акцент стоит на обоих персонажах, а живописная картина, которую мальчик держит в руках, сохраняет пропорции. Также легко заметить зеркало в верхнем левом углу фотографии, оно добавляет композиционной колоритности снимку. Фотография говорит нам о вечной ценности, такой как уважение детей к своим родителям. На этот факт указывают старинные фотографии, развешанные на стенах комнаты.
В целом фотография отображает эмоционально гордость, любовь к сыну и провоцирует нас задуматься, а часто ли мы дарим нашим матерям цветы?"

Юрченко Аркадия
25. из жизни кошек (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:35
К юбилею автора фотографии:

"Фотография создает прекрасное настроение, вызывает только улыбку. Действие происходит в сельской местности, на фоне какой-то постройки. Изображен мальчик, который с веником гонится за кошкой, за всем этим наблюдает девочка, играющая с куклой. Фотография о детстве, озорстве, беззаботности. Кошка изображена посторонним наблюдателем событий. Стоит отметить, что здесь изображены гендерные роли, которые прививаются с детства."

Ковалева В.
26. противостояние (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:33
К юбилею автора фотографии:

"Фотография вызывает негативное ощущение – страх, волнение, тревога. Мы не видим полной картины происходящего, но очевидность противостояния нахальства задержанного человека и возмущения в форме. Текстовые элементы на фотографии расфокусированы. Не видно надписи нашитого элемента, по которому мы можем идентифицировать человека в форме. Фотография плотная. Заполнена на 90%. Крупный план, что позволяет сконцентрироваться на выражении лица действующих лиц. Это позволяет максимально оценить эмоциональность происходящего.
По цвету кожи и прочим физическим выражениям национальной идентичности можно предположить, что изображаемые являются людьми разных национальностей. Также можно предположить, что это палестинец и израильтянин. Виден силуэт еще одного человека в форме. Очевидно, сторонника одного из центральных персонажей фотографии. Предположительно, на фотографии изображены полицейские, которые вступают в конфликт с юношей (по причине или без нее). Эмоции главных действующих лиц в кадре явно выражают личные негативные переживания, связанные, возможно, с национальной рознью или историческими конфликтами двух государств."

Шевелёв Александр
27. качели (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:31
К юбилею автора фотографии:

"Впервые взглянув на фотографию, я сразу вспомнила собственное детство: практически такие же качели, родной двор, шумная детвора. Ощущается динамика, кажется, что дети застыли всего на пару секунд и вот-вот продолжат игру, свое символическое «противостояние». Мне кажется, что возникшие чувства можно однозначно отнести в сторону позитивных, поставить большой плюс за каждую улыбку ребенка. За таким действием приятно наблюдать и где-то в глубине души, просыпается такой же ребенок, который хочет присоединиться к ним.
Скорее всего, не было никакого особого дизайна, замысла или сценария. Наверняка чей-то заботливый папа или же просто проходящий мимо детской площадки фотограф успел запечатлеть такой вот момент настоящей, непринужденной радости. В самом центре фотографии на качелях играют дети. Фото сделано достаточно крупно, и лишь на заднем фоне виднеются фигуры идущих мимо людей, не обращающих внимания на происходящее за их спинами. Интуитивно чувствуется, что действие происходит на специальной детской площадке и все остальные качели/ люди/ объекты всего лишь остались за кадром.
Дети – три девочки и мальчик – явно соревнуются за право покататься следующим. Девочка, сидящая в данный момент на качелях, явно не хочет просто так уступать вакантное место. Девочки кажутся немного старше мальчика (или же это просто в силу физиологии), в любом случае две другие пытаются помочь подруге удержать место. Фотография сама по себе очень яркая, динамичная, чувствуется, что дело происходит летом, у детворы каникулы, а где же еще проводить время, как не на улице. Каждый ребенок радуется - это как раз тот момент, когда заснято дружеское, здоровое соревнование, где даже проигравший будет продолжать улыбаться.
Если рассматривать данную фотографию в роли рассказчика, то можно предположить следующее: мальчик (мне от все-таки кажется младше девочек) катался на качелях. В определенный момент к нему подошли три девочки (подружки или одноклассницы, а, может быть, одни из них – его сестра) и также захотели покататься. Как можно увидеть, заполучить желаемое место у них получилось, а вот удастся ли нормально покататься – остается вопросом. Наверняка, мальчик будущий настоящий мужчина, так просто захочет сдавать позиции. В любом случае, соревнование проходит в игровой форме, без явных проявлений агрессии.
Такая фотография могла бы быть в детском альбоме каждого человека: солнце, тепло, радость, и самое главное – дружба, которая останется, не смотря ни на какие сложные этапы в жизни. Возможно, серия из подобных фотографий, представленных в виде плакатов, могла бы быть неплохим фактором мотивации. Именно на примере детской дружбы и непринужденной манеры поведения можно было бы выделить те самые ценности, о которых общество постепенно забывает.
Особо серьезно настроенные критики могли бы выделить в данной фотографии наличие конформизма, вымышленного противостояния и сравнения мужчины и женщины. А именно, то, как в наше время женщины пытаются быть на равных с мужчиной, то как женщины постепенно заменяют мужчин во многих сферах деятельности. А сторонники теории психоанализа Фрейда наверняка бы обратили внимание на женское доминирование, но лично для меня эта фотография несет огромный заряд позитива и тепла."

Лукашик Анна
28. проделки Хоттабыча (Борис Цветков ) 25.02.2011 18:29
К юбилею автора фотографии:

"Фотография создает восторженно-удивленное настроение, показывая, как может удивить простой бытовой казус, как что-то привычное может стать забавным или даже чудом.
Основной элемент фотографии – мужчина с большим подносом – снимается не напрямую, а в полупрофиль, даже немного по диагонали – это позволяет создать еще более реалистическое впечатление.
Обычно, текст или название фотографии задает определенное направление ее интерпретации, в данном же случае, он подается ненавязчиво, и его форма напоминает скорее ассоциацию к фотографии. Он указывает на происхождение и культурное поле главного героя – то есть арабское, и вспоминает Хоттабыча, как аналог восточного чуда.
Пространство на этой фотографии играет очень важную роль, поскольку именно благодаря ему и достигается чувство легкости и свободного полета – в данном случае бублики почти парят в широком свободном пространстве.
Главный герой, как уже замечалось, мужчина арабского происхождения средних лет, типичный уличный продавец предметов национального колорита. Здесь он «схвачен» в необычной живой ситуации и сам, кроме легкой досады за собственную рассеянность, выражает удивление. Немногие люди вокруг тоже наблюдая за этим случаем, пребывают в состоянии приятного удивления, один даже улыбается, причем, не зло, а скорее снисходительно, будто говоря: «С каждым может случиться».
Мы видим, что большинство людей с улицы выглядят иначе, нежели продавец, в том числе и в смысле культурной принадлежности, из чего можно заключить, что либо продавец является эмигрантом в одной из развитых западных стран, либо вокруг него туристы и он находиться в каком-то выгодном знаменитом месте своей страны. Тем не менее, обращая внимание на фон города и улиц, здесь скорее действие происходит в одном из европейских городов, что возвращает нас к первой гипотезе.
Сюжет фотографии очень реалистичен, поскольку, судя по всему, несший поднос с выпечкой продавец вследствие неосторожности или каких-то посторонних событий споткнулся и подбросил с подноса свои бублики. Это происходит в людном месте, поэтому прохожие выражениями лиц также реагируют на происходящее – выражая удивление и улыбки.
Тема этой фотографии – сама жизнь и разные неожиданные, хотя вроде бы и повседневные, ее стороны. Ценность в том, что автор сумел поймать живое, пусть и незначительное событие.
Можно рассматривать в качестве символов форму бубликов, как цикличность, замкнутость или нули, а может и буквы «о» с последующими долгими и замысловатыми интерпретациями. А можно предположить, что араб, одетый в рубашку в зеленую клетку означает предзнаменование арабской атаки на Шотландию весной, где-то в апреле – потому что такого зеленого цвета как раз будут холмы. Эта фотография показывает взаимодействие и сосуществование культур, а также этническую несправедливость и ущемление эмигрантов в вопросе выбора профессии, когда арабы вынуждены работать просто на улице, зарабатывая, буквально, своими руками."

Фидровская Мария Георгиевна
29. зачет (Борис Цветков ) 23.02.2011 17:18
Зачетная неделя тоже далеко...
А воспоминания вон как переполняют)))
30. портрет мальчика с яблоками (Борис Цветков ) 18.02.2011 19:21
31/ полностью согласна! "Мысль изреченная есть ложь!"
Призываю смотреть и комментировать самые лучшие фотографии самого лучшего юбиляра.
31. дождливая (Борис Цветков ) 18.02.2011 19:18
Павел! Надо виртуально постараться, чтобы реально выпить и реально погулять! ))))
Периода дождей не будем ждать, до окончания морозов успеем отметить ;)
32. зачет (Борис Цветков ) 18.02.2011 19:14
К юбилею автора фотографии:

"Данная фотография несет определенный эмоциональный заряд – создается ощущение радости, которой предшествовал трепет и ожидание, неопределенность, и, возможно, даже страх. На фотографии отражена абсолютно обыденная ситуация студенческой жизни: девушка, в руках которой зачетная книжка, делится радостным событием с подругой, возможно одногруппницей. Стоит заметить тот факт, что именно надпись «Зачетная книжка» дает нам полное представление о картине происходящего – вне данного контекста подобная ситуация могла бы стать возможной не в стенах учебного заведения, университета, а, например, если бы ситуация разворачивалась в лечебном учреждении, а в руках у девушки была бы медицинская карточка, то можно было бы выдвинуть совершенно другие предположения относительно происходящего. Таким образом, обращая внимание на детали, нашедшие отражение в данном фотоснимке (коридор, информационные стенды на заднем плане, зачетная книжка как обязательный атрибут студенческой жизни) мы воспринимаем особым образом обыденную ситуацию повседневной жизни. Зачетная книжка, которая является определенным индикатором «особого» времени в жизни каждого студента – сессии, говорит о многом. Обращая внимание на мимику персонажей, мы можем сделать вывод о том, что одна из девушек успешно прошла такое испытание, как зачет, о чем свидетельствует выражение лица главной героини (довольство, некоторая гордость, желание похвалиться результатом) и её подруги, либо одногруппницы, выражающей удивление и даже восхищение неожиданным результатом. Девушка на заднем плане выражает искреннюю радость, умиление. Снимок запечатлел участников в момент аффективного восприятия происходящего, что делает его ярче, выразительнее и именно момент выражения ярких эмоций является тем «пунктумом», как писал Р. Барт, который приковывает внимание зрителя, заставляет задуматься, отсылает к определенного рода ассоциациям."

Кагальняк Дарья Олеговна
33. ступени (Борис Цветков ) 18.02.2011 19:12
К юбилею автора фотографии:

"Фотография в первую очередь ориентирована на стимуляцию умиления, сопереживания, гордость, наводит на размышление о детстве, о предстоящей жизни, о неизвестном будущем, ведь главным её элементом (и можно даже сказать единственным), привлекающим всё внимание, является смело поднимающийся по ступеням малыш, двигающийся вперёд к полутёмной двери. Глядя на это фото, я ощутил небольшое чувство страха перед неизвестным, но в следующую минуту чувство умиления, уверенности и оптимизма. Где-то даже по хорошему позавидовал безоблачному детству – все эти чувства вызвал у меня маленький герой фотографии, который уверенно и бесстрашно движется вперёд. Мне нравится тема лестниц в фотографии, каждая ступенька, это очередная цель, а лестницы ведущие в неизвестность завораживают моё воображение. В этом плане я вспоминаю некоторые картины в стиле оп-арт, а в голове проносится фраза из рассказа Франца Кафки: «… и ступени будут расти, под твоими поднимающимися ногами!».
Лестница – это классический пример линейной перспективы, мы хорошо чувствуем глубину пространства, подчёркнутой к тому же чёрным целями узкого коридора. В композиции используется правило золотого сечения, или «двух третей», то есть если поделить фото по вертикали и горизонтали на три равные части, то главные элементы будут собраны в одной из четырёх точек пересечения воображаемых линий разделения. В данном случае вокруг верхней правой точки симметрично расположились два главных объекта – маленький мальчик и дверь, приблизительно равные по своим габаритам. Основных цветом здесь три: два взаимодополняют друг друга – это голубой и коричневый, и они участками плавно затемнены, но оптическое равновесие восстановлено благодаря яркому белому пятну (майка малыша).
Свободного места на фотографии ровно столько, чтобы придать необходимый вес фигуре малыша, и понять важность его маленьких шажков по огромным ступеням лестницы. Такая лестница может существовать в любом старом доме какой-либо деревни. Единственный одушевленный персонаж на фото – это маленький мальчик, повёрнутый к нам спиной, идущий по ступенькам в полуоткрытую дверь. Он ещё слишком мал, потому не очень уверенно шагает по ступеням, одной рукой держится за подпорку перил, другой машет, ноги в носочках приходится высоко поднимать, о того и майка слезла с одного плеча. Но он всё же уверенно идёт, но что его там ждёт? Такой маленький и один, а лестница кажется просто громадной. Может быть, он просто возвращается в свой дом к родной бабушке? Странно, что он без обуви, впрочем, может, он просто любит бегать по этой лестнице вверх вниз… Но если честно, глядя на мрачное окружение, чувствуешь совершенное одиночество этого маленького живого существа, бесконечную неизвестность будущего, которое ему уготовлено, хочется его защитить, помочь. Но когда он, сияющий своей белизной, чистый и открытый, пока ещё не знающий жизни, задорно и наверняка с любопытством идёт по ступеням, справляется со всеми преградами его маленького пути, хочется верить, что у него на его жизненном пути будет всё хорошо, и, вспоминая себя в детстве, с грустью завидуешь тем счастливым дням, когда море было по колено, время текло бесконечно, а впереди тебя ждали одни приключения!
Это фотография о жизненном пути, о развитии жизни, начатой с маленьких шажков, об удивительной чистоте детства, о первых ошибках и первых неудачах."

Широбоков Владислав Александрович
34. Иерусалим вечером (Борис Цветков ) 18.02.2011 19:09
Полина, извините, если чем-то задела.
35. вход свободный (Борис Цветков ) 18.02.2011 19:08
К юбилею автора фотографии:

"Чувств как таковых у меня это фото не вызывает, потому что не совсем понятен его смысл и название «Вход свободный», ведь одна туалетная кабинка занята, дверь в неё открыта, а мужчина в соседней комнате по свей видимости больше не нуждается в посещении занятой комнаты (что видно из того, что он одевается и собирается, таким образом, уйти).
Данное фото сначала вызвало небольшое отвращение, т. к. то, что на нем изображено, не самое приятное зрелище, хотя ничего страшного на фото не изображено. Но при более внимательном рассмотрении это чувство прошло, и единственное приходит на ум – зачем сделано это фото, с какой целью? Что хотел сказать автор этой фотографии?
Тот, кто фотографировал, хотел остаться не замеченным. Осевой баланс используется: половину пространства фотографии занимает один мужчина и то место, где он находится, а вторую половину – ровно столько же, сколько первый, занимает второй мужчина.
Фотография снята таким образом, что трудно определить с какого места она снята. То ли фото сделано из кабинки напротив, то ли из маленького коридорчика, разделяющего эти две смежные комнаты. Явно видно, что у фотографа не было достаточно места, для того, чтобы сделать панорамный снимок обоих комнат, поэтому фотоаппарат во время съемки находился на максимально возможном расстоянии от снимаемых мест из-за маленького помещения.
Главное, что бросается в глаза, то, что часто используют в своих картинах известные художники – контрастность. Черное и белое. Противопоставление. Одна часть фото, где человека застали, скажем, за интимным занятием – темная, а вторая, где другой человек (наверняка, выйдя из этой темной половины) одевает свитер – светлая, потому что это место доступно любому, кто туда войдет.
Взаимоотношений не наблюдается, но из того, что дверь в туалет не была закрыта, следует вывод – мужчины знакомы и не стесняются друг друга.
Фон светлый – белая плитка в туалете (возможно также и в душевой). Фон показывает разное освещение на правой и левой части фотографии, он помогает показать контраст темной одежды мужчины слева и светлой одежды мужчины справа.
Единственное неизвестное на этой фотографии – это сам фотограф. Зачем он сделал это фото? Почему фото сделано именно с разделением на две равные части – часть одного и другого мужчины? И тот, кто фотографировал, находился в противоположной кабинке, в душевой кабинке, в коридоре...где?
Фотография о том, что все, что естественно, то не безобразно. Думаю, именно эта поговорка лучше всего охарактеризует смысл фото. Эта фотография разрушает стереотипы. Хотя мы не видим того, что человек стоит над унитазом и справляет естественные нужды, но все на это указывает. Это то, что обычно остается за пределами нашей публичной жизни."

Андрианова Марина Юрьевна
36. портрет мальчика с яблоками (Борис Цветков ) 18.02.2011 19:01
К юбилею автора фотографии:

"Фотография ориентирована на стимуляцию определенных чувств и воспоминаний, связанных с детством. У меня эта фотография вызвала ощущения беспечности и беззаботности, которые пронизывают мои воспоминания о детской поре. Атмосфера домашнего уюта, простой деревенский интерьер, только что собранные яблоки – все это напоминает о детстве, о ежегодных летних каникулах, проведенных в деревне вместе с бабушкой и дедушкой, о той неповторимой атмосфере безмятежности, вызывающей только светлые чувства и положительные эмоции.
Основными элементами фотографии являются мальчик и стоящая рядом с ним корзина, наполненная яблоками. Остальные детали композиции являются второстепенными и лишь дополняют оформление фотографии, конкретизируя её смысл. Кроме основных элементов, расположенных более менее симметрично относительно друг друга, остальные элементы фотографии располагаются ассиметрично.
Главным персонажем данной фотографии является мальчик примерно 7 – 10 лет, со светлыми волосами, славянской внешности. Скорее всего, он является школьником. Особое внимание привлекает выражение лица мальчика, отражающее спокойствие, безмятежность, возможно, некую задумчивость или же ожидание чего-либо. Его лицо также может выражать определенную усталость , если предположить, что он собирал все яблоки.
Фоном фотографии является интерьер комнаты, довольно просторный, т.к. в нем достаточно свободного места, простой, с разнообразными сувенирами и игрушками. Дом, в котором разворачивается сюжет, возможно, находится в сельской местности. Можно предположить, что мальчик насобирал в саду яблок и принес их домой, присел отдохнуть и застыл в ожидании обеда.
Это фотография освещает темы детства, деревенской жизни. Основными символами являются игрушки, символизирующие детство: собранные яблоки, символизирующие труд; мальчик, также символизирующий детство".

Черникова Татьяна
37. дождливая (Борис Цветков ) 18.02.2011 18:58
К юбилею автора фотографии:

"Данная фотография, по моему мнению, неоднозначна в плане вызываемых чувств. Кадр построен таким образом, что сюжет можно поделить на две части. Справа мы видим падающий сплошным потоком дождь и едущее сквозь него такси. Пустынный в плане отсутствия людей кадр даёт ощущение обособленности и предоставленности самому себе. При этом данное чувство очерчивается ещё четче благодаря символической текучести жизни и вообще внешнего движения, в то время как наблюдатель остается на одном месте. То есть зритель оказывается в положении человека, который отошел от мейнстрима жизни и окидывает взглядом весь этот процесс, возможно, осмысливает происходящее. Левый же кадр представляет нам бытовую ситуацию, претендующую лишь на мимолётное внимание в силу своей обыденности.
Работа вызвала ощущение отстраненности от жизни и мирного созерцания. Поскольку дождь – это вода, а вода – обновление, то этот кадр имеет положительное значение и не просто статичное, а символизирующее развитие и становление чего-то нового.
На фотографии присутствует человек, который прячется от дождя. Он стоит впритык к стене и, наверное (этого не видно на фото), под козырек здания. Пространство, защищенное от дождя крайне узко. Выражение лица таково, что мы можем интерпретировать его как недовольство и подобие отвращения от того, что владельцу этого лица приходится ощущать капли на поверхности своего тела. В руках мужчина держит кулёк, причем непонятно: то ли он им прикрывался, то ли только хочет это сделать.
Эта фотография о текучести жизни и о том, что она состоит из совершенно обыденных моментов, которые калейдоскопом взбалтывают в нас различные чувства. Вместе с этим данная фотография отсылает нас к дуальности взглядов на вещи и на жизнь в целом. «Сморщенная стена штукатурки», «туманное пространство, порожденное проливным дождем» - данные символы заостряют внимание на двух противоположных эмоциях – умиротворении и беспокойстве. Содержательный смысл данной фотографии – это вечный вопрос выбора, выбора между «торопиться за всеми» или «жить в своём измерения и персональном времени». Совершенно отчетливо представлена тема одержимости человеческого сознания навязанными идеями о необходимости постоянной войны и гонки на опережение в любой сфере жизни. Чтобы понять истинный, заложенный автором смысл данной фотографии, необходимо спросить о нём самого автора".

Дугинова Евгения Александровна
38. Иерусалим вечером (Борис Цветков ) 18.02.2011 18:56
К юбилею фотографа:

"Лично для меня данная фотография ориентирована на стимуляцию определенных чувств. Я была в Иерусалиме. Мне очень понравился этот город. А вечерний Иерусалим – это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. Поэтому увидев фотографию «Иерусалим вечером», я вспомнила свои приятные впечатления и ощущения, связанные с этим изумительным городом. Во-первых, приятно и радостно увидеть изображение города, где я побывала. А во-вторых, я почувствовала некую ностальгию по тем временам. В Иерусалиме я пребывала всего один день на экскурсии в 2008 году, но все подробности и впечатления того дня я запомнила на всю жизнь. Фотография пробудила во мне сильные чувства, но это связано прежде всего с моим жизненным опытом, а не мастерством фотографа.
На фотографии изображены четыре человека: два рядом идущих еврея выглядят как ортодоксальные иудеи; два молодых человека, сидящих на лавке, один из которых похож на араба, а другой, очевидно, турок. У двух евреев спокойные выражения лиц, они о чем-то беседуют между собой, что видно по жестикуляции. Турок явно задумался, его взгляд обращен на евреев. Араб сидит и смотрит куда-то вдаль, у него напряженное выражение лица. Я уверена, что все четыре мужчины имеют высокий уровень духовного развития, являются глубоко верующими людьми (хотя и относят себя к разным религиям). Но, учитывая тот факт, что Иерусалим является городом контрастом и самым «духовным» городом мира, в нем «соединяются» и «мирно взаимодействуют» три мировых религии, то на фотографии мы не видим неприязни этих мужчин друг к другу. Турок смотрит на евреев скорее с любопытством, удивлением, чем с неприязнью.
Эта фотография о городе Иерусалиме, его гостях и постоянных жителях, о религии. Акцент фотографа поставлен на том, что Иерусалим – это город, где проживают представители различных наций, рас, религий. Эта фотография о том, что Иерусалим является не только местом, имеющим свою колоссальную для всего мира в целом, и для мировых религий в частности историю, но также представляет огромнейший интерес сегодня своей необычностью и яркостью.
Содержание этой фотографии играет большую роль в вопросах «взаимодействия» представителей разных рас, национальностей и приверженцев разных религий по всему миру, призывает нас терпимо относиться к представителям других национальностей, направлена против расизма. На мой взгляд, основной идеей автора является то, что несмотря на все наши внешние различия, есть духовность, которая является главной и объединяет нас друг с другом.
Глядя на фотографию, кажется, что в мире вообще не происходит конфликтов и войн, основанных на неприятии других наций и рас.
Мне интересно, где сделана эта фотография, и «точную» национальность двух мужчин, которые сидят на лавке. Также на заднем фоне тяжело точно определить, какие здания там размещены".

Печник Наталия
39. перекур (Борис Цветков ) 18.02.2011 18:53
К юбилею автора фотографии:

"Фотография ориентирована на создание ощущение присутствия при бытовой ситуации в деревушке или на окраине небольшого провинциального городка. Просмотр данной фотографии вызывает ощущение спокойствия и в какой-то степени умиротворения, атмосфера фотографии неагрессивная.
На фотографии выделяется передний план с изображением мужчин и задний план, на котором изображена девочка. Стоит отметить, что мужчины на переднем плане находятся на фоне белого здания, расположенного рядом, а девочка на заднем на фоне часовни, находящейся вдалеке.
Фотоснимок выполнен множеством разнообразных изображений (как крупных элементов фотоснимка – здание, мужчины на переднем плане, так и более мелких – дрова, девочка на заднем плане и пр.) в связи с чем пространство данного снимка используется масимально.
Это просто фотография, зафиксировавшая момент жизни в ее обычности, и в этом основной ее подтекст – иногда мгновенье замирает и можно увидеть просто жизнь – ее спокойное течение. Фотография фиксирует момент жизни провинциальных жителей и дает возможность представить элементы быта. Самый основной момент, который хочется отметить, - это ощущение разрухи и отсутствия прогресса на данном снимке – топор старый, здание без ремонта, окна в здании перекошенные, забор сломанный, а на переднем плане люди, которые под стать фону выглядят уставшими. И только девочка, как представительница молодого поколения, выглядит более бодрой и активной.
Чтобы понять смысл данной фотографии, необходимо знать общее состояние экономики в стране, а особенно положение и особенности жизни людей на периферии".

Майорова О.Ф.
40. тверской цыган (Борис Цветков ) 18.02.2011 18:50
К юбилею автора фотографии:

"Фотопортрет ориентирован на то, чтобы вызвать чувство сопереживания, попробовать через выражение лица человека и композицию передать ощущение длительности и болезненной тяжести жизни человека. Работа вызвала у меня ощущение потерянности во времени, непростых отношений человека со внешним миром, в которых внешний мир выступает непредсказуемой стихией, а человек беспомощен. Это нельзя назвать грустью, это скорее ощущение безысходности. При этом человек, как мне кажется, не чувствует себя совершенно беспомощным – он скорее принял такое положение вещей как данность и из-за этого не пытается найти выход. Фотография вызывает у меня сопереживание еще и потому, что я часто сталкиваюсь с людьми, у которых в мироощущении в большей или меньшей степени выражена подобная безысходность – к счастью, не в той же степени.
Композиция фотографии на первый взгляд хаотична: оба человеческие фигуры обрезаны, симметрия или яркий контраст человека с фоном отсутствуют. По светлому балансу в фотографии можно увидеть три ярких светлых пятна, образующих нечто вроде прямоугольного треугольника (лицо цыгана, снег и левый верхний угол, который можно условно назвать небом, хотя это и не совсем оно). Самой яркой точкой фотографии оказывается сигарета в зубах у человека. Бросающимся в глаза черным пятном выступают тёмные густые волосы цыгана, которые делают его лицо намного заметным и выразительным. Однако, в целом, я думаю, распределение свет а в фотографии, так же как и редкие цветные пятна (юбка женщины и шарф цыгана), за исключением лица человека, не играю особенной смысловой роли в композиции и расположены случайным образом. При этом основной смысл переносится на фактурное, оно «ведет» за собой уходящее вглубь кадра пространство, в котором находятся два главных (в этом контексте) в жизни цыгана объекта: женщину и дом. А еще – снег, который в этом контексте также оказывается знаком. Глубина резкости кадра размывает женщину и делает её сходной с призраком, что также может быть значащим. Лицо и уход кадра в глубину я бы и назван основным принципом построения фотографии. Все остальное – дополнительные выразительные приемы, об их случайности или намеренности можно поспорить.
Каждый кусок пространства заполнен чем-либо, что можно рассмотреть как значащий элемент. Выделяю пять элементов в этой фотографии: фигура цыгана, фигура женщины, дом, снег и как бы кусок неба. Доминирует, заняв собой чуть ли не на половину кадра, цыган. Остальные пять элементов различаются по яркости, но занимают практически одинаковое пространство. Если отрешиться от идеи, что смысл имеет все, что находится в кадре, то снег и «небо» можно рассматривать как свободное пространство. Но они занимают достаточно малую часть фотографии и со всех сторон окружены более темными пятнами, которые из контекста, свободным местом совершенно точно назвать нельзя. И они фактически растворяются в этих темных пятнах.
При желании, в фотографии можно найти аллюзии на Ван Гога, но мне кажется, что это шаманство 
На фотографии находятся две человеческих фигуры, по возрасту на вид 40 – 45 лет, хотя не исключаю, что они выглядят старше своего возраста. Я бы предположил, что они – муж и жена. Также учитывая то, что оба человека вне возраста, это может быть мать и сын или брат и сестра. Но эти варианты кажутся мне довольно неправдоподобными.
Фигура женщины размыта, видно лишь, что она взмахивает руками, в которых держит что-то неразборчивое белое. Она одета в большое количество одежды, которая когда-то была цветастой, но сейчас поблекла. За одеждой ее комплекцию сложно определить, но фигура не кажется ни худой, ни толстой. Ее лицо при этом выражает апатичную скорбь, иначе я не могу назвать эту эмоцию. Но лицо тоже вне зоны резкости и может быть оптически искажено, к тому же оно слегка отвернуто от кадра. Волосы женщина убрала то ли под платок, то ли под шапку. В целом, наиболее значащим в ее фигуре является взмах руки, которым подчеркивается ее апатия и ощущение безысходности.
У цыгана видны длинные густые непричесанные черные с сединой волосы, такие же усы и борода и худое задумчивое лицо с чрезвычайно выразительным взглядом. Его глаза смотрят не на фотографа, а скорее внутрь себя. Цыган горько усмехается (а может быть, просто жует сигарету).
Национальная принадлежность записана в названии фотографии: на ней цыгане. Предположительное образование тверских цыган – цыганский кодекс и, может быть, среднее образование. Предположительный род занятий – попрошайничество, торговля или, может быть, ремесло. Но все эти предположения не важны в контексте фотографии. Лицо цыгана отнюдь не лишено ума, он кажется полным знаний и опыта, но очень уставшим от обоих.
Теоретически фоном выступает потрепанный дом, снег и небо. Небо можно трактовать как символ того, что надежда, как водится, есть всегда, но можно и как случайный элемент в кадре. Дом и снег подчеркивают неизменность уклада людей и цикличность времени, они говорят ровно о том же, что и все другие изображения на фотографии. Вообще, неубедительность контраста фона с изображениями лично меня заставляет задуматься о том, а является ли хоть что-то на этой фотографии фоном. В другой возможной трактовке, фон – это все, кроме лица цыгана. Тогда фон является сложным сочетанием разнородных элементов, который подчеркивает и дополняет выражение лица цыгана.
Сюжета фотографии собственно и нет. Два человека: один жует сигарету, другая взмахнула рукой. Если не выходить за пределы момента – все абсолютно бессвязно. Сюжетом для фотографии будет всё, что предшествовало этому моменту: жизнь двух людей, а возможно и целого цыганского гетто. Я не хочу даже пробовать расписывать, как живут цыгане в Твери, потому что попытка вписать чью-то жизнь, о которой, вдобавок, можешь только догадываться, в два-три абзаца – это, на мой взгляд, верх бессмысленности.
Фотография рассказывает нам не о том, что происходило в жизни людей на бытовом уровне, а о том, как люди, пройдя свою земную жизнь до половины или немножко дальше, пришли к ощущению этой жизни как подчиняющегося логике, отчасти враждебного пространства, из которого нет явного спасения. Видны признаки одиночества, тревоги, стереотипности или скорее болезненной традиционности мышления. Когда слишком много людей приобретают такой горестно-отрешившийся взгляд, как у женщины на фотографии – общество может прийти к коллапсу.
Можно почитать исследования по истории и культуре цыган, начиная от предположительного исхода из Индии и заканчивая 20-м или даже 21-м веком. Это может помочь отрешиться от некоторых общественных стереотипов в их отношении и наоборот немножко понять корни замкнутости цыганской культуры."

Томашко Евгений Игоревич
следующие